TRIX
Администратор
Адвокат
- 21 Ноя 2023
- 272
- 460
1. Описание бизнеса, продукта или услуги
Не все книги издаются в бумажном виде: некоторые навсегда остаются электронными и продаются через интернет. Кроме того, не все продукты являются текстовыми: есть и аудиокниги, и видео курсы, и учебные приложения для компьютера и другие виды мультимедиа.
Издательский бизнес считается сложным и высокорисковым. Даже крупнейшие издатели признаются, что часть их текущих проектов оказываются убыточными: каждое издание - это проект с неизвестным результатом. Результат зависит от интереса публики, готовности книготорговцев и маркетплейсов к сотрудничеству, а также от структуры расходов проекта.
Поэтому в основе успеха нового издательства - точное попадание в потребность доступной аудитории и налаживание конструктивных связей с партнёрами: авторами, типографиями и каналами сбыта.
Даже если новому издательству повезёт точно попасть в потребность аудитории, репутацию бренда понадобится выстраивать годами. В начале придётся вырастить начинающих авторов до профессионалов, а потом добиться расположения именитых авторов, чтобы и им было интересно писать для издательства.
Владелец нового издательского бизнеса должен быть мотивирован в т.ч. нематериальными целями и миссией. Издательство как сугубо коммерческий проект проигрывает более простым и надёжным вариантам: автомойке, кафе и т.д.
Концепция
Настоящий бизнес-план применим для открытия небольшого специализированного издательства, выпускающего бумажные, электронные и аудиокниги в рамках избранной ниши (см. раздел “Описание рынка сбыта - Перспективные направления”).
Создаваемое издательство расположено в городе - миллионнике или Московской области. Производство бумажных книг полностью передано на аутсорс двум типографиям. Озвучка аудиокниг осуществляется внештатными актёрами в их собственных студиях.
Ниша (сфера)
Для целей настоящего бизнес-плана избраны:
Мотивация для авторов включает возможность повысить собственный статус и привлечь новых клиентов на личные консультации и групповые курсы за счёт выпуска собственной книги.
Бумажные издания выпускаются в относительно бюджетном исполнении: мягкая обложка, тонкая серая бумага. При этом приятный дизайн и удобная навигация (оглавление, перечень ссылок, богатые колонтитулы, анонс и резюме в каждой главе) создают читателю позитивное впечатление от книги. В этом подходе передан дух здравомыслия и взаимоуважения, которые лежат в основе выхода из кризисной ситуации.
Формат бумажного издания - компактный и немного более квадратный, чем стандартный. Такую книгу легко держать одной рукой, удобно взять с собой в постель, она поместится в дамскую сумочку и в бардачок машины.
Электронные книги выпускаются во всех специализированных форматах “читалок”, а также PDF, и представляют собой перевёрстанные версии бумажных изданий.
Аудиокниги записываются в один голос, сопровождаются фирменным музыкальным оформлением издательства, разбиваются на отдельные аудиофайлы по главам.
Степень защиты изданий
Остальные меры защиты изданий (в т.ч. досудебное и судебное удаление несанкционированно размещённых копий) будут применяться совместно с партнёрами по книготорговле как заинтересованными сторонами.
Монетизация
Издательство будет зарабатывать следующими путями:
Платная публикация предусмотрена как опция: авторы заинтересованы в выходе книг под их именем, поскольку это повышает их статус и привлекает к ним новых клиентов в их основной деятельности.
Однако выбирать публикацию за счёт автора как основную доктрину неверно: это может повредить имиджу издательства на старте.
Авторам будут предлагаться гонорары, но очень небольшие.
Субсидии и спонсирование не предусмотрены. Если вы имеете доступ к субсидии или гранту, этот бизнес-план:
поможет вам получить эти деньги;
даёт заведомо более пессимистичные перспективы, чем в вашем случае.
У вас всё будет легче и надёжнее.
SWOT-анализ концепции издательства
3. Описание рынка сбыта
По опросам за 2021 год, 70% россиян читают книги.
Бумажные издания различаются в т.ч. по тиражу. Самые распространённые тиражи - до 500 экз. (48% наименований) и 1000 - 5000 экз. (29% наименований).
Тренды рынка
1. Потребители всё чаще предпочитают электронные и аудио-форматы физическим. Бумажные книги и печатная пресса стагнируют с 2008 года (падение со 123 тыс. изданий в год до 108 тыс. в год в 2021). Средний тираж издания за это же время сократился с 6165 до 3550 экз.
2. Издательский бизнес монополизируется в большинстве ниш. Например, 80% художественной литературы выпускается одним холдингом - XMO (Эксмо после слияний и поглощений).
3. Растёт объём продаж через маркетплейсы. В 2021 году на Wildberries было продано 10% всей лицензионной литературы в России. Количество пунктов выдачи WB превышает количество книжных магазинов в России в 10 раз.
4. Бумага, краски и услуги полиграфии дорожают быстрее средних темпов инфляции.
5. У потребителей очень много альтернатив книге: статьи на профильных сайтах, познавательные фильмы на YouTube, литературные порталы. Купить книгу решают после поиска бесплатного контента.
6. Распространяется самиздат, в т.ч. с продажей через крупные агрегаторы. Так, 20% выручки ЛитРес составляет самиздат. Кроме самиздата, авторы способны продавать PDF-книги на собственных сайтах и в социальных сетях; публиковать текст на собственном сайте; вместо книги продавать видеокурсы и т.д.
Перспективные направления
Тренды по нишам:
При выборе целевого сегмента важно учитывать:
платёжеспособность;
привычки (например приверженность бумажной книге);
мотивы покупки книги;
изменчивость потребности, которая заставляет покупателя искать книгу.
Для некоторых ниш учебной и детской литературы основными потребителями являются не частные лица, а организации: детские учреждения и учебные заведения. У других нишах учебной и детской литературы основными потребителями являются родители, а не дети. Это необходимо учитывать при сегментировании ЦА.
Для целей настоящего бизнес-плана избран сегмент “профессионалы”. Это жители городов - миллионников обоих полов в возрасте 25 - 45 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. Как правило у них есть дети, собственное жильё и наёмная работа либо бизнес.
Потребность, которая мотивирует их покупать литературу по самопомощи (self-help) и выживанию в кризисных ситуациях, - стресс на фоне кризиса.
После завершения кризиса интерес к литературе по самопомощи снизится, и издательство сможет плавно перестроиться на выпуск книг по другим психологическим тематикам для той же аудитории.
Каналы сбыта
В 2021 году 49,4% оборота книжного рынка проходило через специализированный ритейл.
11,9% продукции продано через супермаркеты и киоски.
Доля онлайн-продаж достигла 38,7%, или 43,7 млр ₽.
В том числе за год через интернет было продано электронных книг на 11 млрд ₽, аудио-книг на 3,2 млрд ₽ и бумажных книг на 29,5 млрд ₽.
Онлайн торговля
Современному издательству необходимо сотрудничать с тремя основными типами игроков онлайн торговли:
Оптовая торговля
Издательства продают книги централизованным оптовым книготорговцам, которые распределяют продукцию по региональным оптовым предприятиям. Последние поставляют книги в розничные сети. Кроме того, у крупных книжных сетей и у крупных издательств есть собственные подразделения, которые обеспечивают функции цепочки поставок.
Розничная торговля
При организации сбытовой сети важно учитывать следующие особенности розничной книготорговли.
Конкуренция
Эксперты отмечают углубление специализации и дифференциации. Не считая гигантов, каждое издательство специализируется на узком наборе тематик. Это позволяет ему наладить долгосрочную коммуникацию с аудиторией и меняться в соответствии с изменениями её интересов.
Существует региональная конкуренция, связанная с маленькими тиражами и дороговизной логистики. В определённых нишах выход на рынок каждого отдельного региона осложнён существованием там местных издательств, зарекомендовавших себя в глазах аудитории. Это значит, что издательство должно предусматривать специализированные региональные маркетинговые акции для привлечения местной аудитории.
Перед выходом на рынок, в т.ч. на каждый региональный рынок, необходимо:
Маркетинговая активность издательства направлена на продвижение трёх типов объектов:
Продажи
Издательство продаёт свою продукцию индивидуальными экземплярами, а также в виде доступа по подписке.
Поскольку авторы первых изданий дебютанты, в розничные сети попасть будет сложно. Тем не менее, ввиду актуальности тематики и сокращения ассортимента зарубежной литературы, место на полках физических книжных магазинов будет, и как минимум в 1 - 2 сети попасть удастся.
Основная ставка делается на онлайн торговлю, в т.ч. печатными книгами. OZON, Лабиринт и другие крупные маркетплейсы, а также электронные библиотеки ЛитРес, Mybook и пр..
Для целей настоящего бизнес-плана избрана модель продаж, сбалансированная по выручке с учётом существующих тенденций соотношения каналов сбыта:
Размещение рекламы
Контекстная реклама будет узко таргетирована по региону и по интересам аудитории, и в основном сосредоточена на низкочастотных высоко конверсионных поисковых запросах.
Медийная реклама и ссылки будут размещаться на сайтах дружественных психологических организаций. Платную медийную рекламу имеет смысл размещать на самых посещаемых порталах психологической тематики, таких как b17.
Оффлайн-реклама книг будет размещаться в психологических центрах.
Социальные сети
Издательство заинтересовано в формировании собственного образа в глазах аудитории как эксперта в избранной тематике, который понимает, какие авторы заслуживают внимания, и знакомит читателя именно с ними. Этой цели посвящаются страницы издательства в социальных сетях.
Кроме того, на странице издательства мы будем регулярно размечать информацию об авторах, а также ретранслировать их заметные публикации.
Предусмотрено продвижение через собственные профили авторов, специальные акции ВК и в Telegram, а также таргетированную рекламу. Книги можно будет купить прямо на странице издательства ВК.
Контент-маркетинг
Работа с экспертным сообществом - важное направление продвижения издательства. В отличие от художественной литературы, роль литературных критиков в нашем случае играют блогеры - авторы обзоров специализированной литературы. Необходимо находить их блоги в интернете и предлагать им ознакомиться с книгой, присылать бесплатный экземпляр. При этом не стоит переживать из-за риска, что рецензенту не понравится книга. Любое упоминание помогает книге продвигаться. С другой стороны, если у книги много негативных отзывов, что-то нужно менять в редакционной политике.
Издательство будет представлено на крупных книжных мероприятиях:
Этап 1. Выбор ниши
Для этого бизнес-плана мы выбрали конкретную нишу - “выживание в кризисных ситуациях” (психология). Но план подойдёт с незначительными корректировками для многих других ниш, которые вам могут быть ближе, чем наша.
При выборе ниши, в случае отсутствия собственных предпочтений и наработок в конкретной сфере, рекомендуется в первую очередь рассмотреть эзотерику и психологию. Во вторую очередь - художественную литературу. В третью очередь - учебную и детскую литературу.
При создании небольшое издательство, узкая специализация строго показана. Выберите для себя от 1 до 3 конкретных смежных тематик и определите свой ключевой сегмент читательской аудитории.
Определите следующие критерии:
Этот этап можно выполнить и позднее, но мы ставим его ближе к началу, чтобы купленное имущество принадлежало лицу, от имени которого впоследствии будет вестись операционная деятельность.
Издательская деятельность не требует сертификации и лицензирования.
Этап 3. Подбор персонала
До запуска первых проектов требуется только главный редактор. Эту роль играет владелец бизнеса.
Дизайнер-верстальщик должен обладать компьютером с ПО для графического дизайна и профессиональной издательской вёрстки.
Работа дизайнера-верстальщика - удалённая, на половину рабочего дня.
Маркетолог должен обладать компьютером, доступом к маркетинговым онлайн-сервисам, в частности рекламному кабинету VK, Яндекс.Метрике, средствам отложенного постинга, web-приложениям для графического дизайна, поисковым аналитическим приложениям и пр.
Работа маркетолога - удалённая, на половину рабочего дня.
При запуске первых проектов штатное расписание и ФОТ выглядят так:
Этап 4. Оборудование офиса
На начальном этапе издательству не требуется аренда офиса. Но владелец бизнеса должен убедиться, что персонал обеспечен необходимым оборудованием и ПО (упомянутым выше). Поскольку сотрудники работают удалённо и на полставки, отдельных вложений в их технику не требуется.
После успешного запуска первых проектов (ориентировочно на 5-й месяц) следует арендовать постоянные три места в коворкинге с целью повышения эффективности работы команды и проведения встреч с авторами и партнёрами.
Из оборудования, для подготовки первых изданий (пробной печати) потребуется многоформатный лазерный принтер, фотопринтер, сканер. Нет необходимости закупать эту технику: пробную печать можно выполнить в небольшой типографии.
Этап 5. Подбор типографий
Планом предусмотрена работа с двумя типографиями. Наличие альтернатив важно, чтобы не зависеть от условий одного партнёра.
При выборе типографии мы учитываем следующие критерии:
Этап 6. Подбор авторов
Ключевую роль в поиске авторов и переговорах с ними играет главный редактор. Не имея портфолио выпущенных книг, он опирается на свой личный послужной список, экспертность, а также подготовленную инфраструктуру: команда, типографии, официальная регистрация.
Критерии подбора авторов:
Скорее всего авторы найдутся среди знакомых экспертов главреда, либо через социальные сети и личные сайты (через поиск Google), а также психологические порталы и агрегаторы.
Мы исходим из того, что один автор согласится профинансировать издание первого тиража, один автор согласится работать без гонорара (его коммерческий интерес - в привлечении новых клиентов), и ещё один автор согласится на небольшой гонорар в размере 100 000 ₽.
Этап 7. Запуск производства
На начальном этапе развития избран режим 1 проект в месяц. Исключение составляет первый месяц, когда будут запущены сразу три проекта.
Три исходных проекта будут подобраны максимально различными:
Объём бумажного издания: 10 - 15 авторских листов.
Оформление книг экономичное: в печатной версии иллюстрации чёрно-белые, вклейки не предусмотрены.
Тираж бумажного издания: 3000 экз. В случае успешной продажи первого тиража в течение 3 месяцев с момента начала продаж, выпускается второй тираж: 5000 экз.
Этап 8. Начало продаж
Планируемый объём реализации нового издания на протяжении 3 месяцев с момента выхода распределяется следующим образом:
6. Организационная структура
После первых двух лет успешной работы издательству следует рассмотреть дополнительные роли в следующем порядке:
Второй редактор для разделения функций:
Секретарь для координации потоков данных, назначения встреч и пр.
Юрист для решения вопросов авторских прав, составления лицензионных договоров, решения проблем с пиратством.
Бухгалтер (до этого учёт осуществляется сторонним подрядчиком).
Не все книги издаются в бумажном виде: некоторые навсегда остаются электронными и продаются через интернет. Кроме того, не все продукты являются текстовыми: есть и аудиокниги, и видео курсы, и учебные приложения для компьютера и другие виды мультимедиа.
Издательский бизнес считается сложным и высокорисковым. Даже крупнейшие издатели признаются, что часть их текущих проектов оказываются убыточными: каждое издание - это проект с неизвестным результатом. Результат зависит от интереса публики, готовности книготорговцев и маркетплейсов к сотрудничеству, а также от структуры расходов проекта.
Поэтому в основе успеха нового издательства - точное попадание в потребность доступной аудитории и налаживание конструктивных связей с партнёрами: авторами, типографиями и каналами сбыта.
Даже если новому издательству повезёт точно попасть в потребность аудитории, репутацию бренда понадобится выстраивать годами. В начале придётся вырастить начинающих авторов до профессионалов, а потом добиться расположения именитых авторов, чтобы и им было интересно писать для издательства.
Владелец нового издательского бизнеса должен быть мотивирован в т.ч. нематериальными целями и миссией. Издательство как сугубо коммерческий проект проигрывает более простым и надёжным вариантам: автомойке, кафе и т.д.
Концепция
Настоящий бизнес-план применим для открытия небольшого специализированного издательства, выпускающего бумажные, электронные и аудиокниги в рамках избранной ниши (см. раздел “Описание рынка сбыта - Перспективные направления”).
Создаваемое издательство расположено в городе - миллионнике или Московской области. Производство бумажных книг полностью передано на аутсорс двум типографиям. Озвучка аудиокниг осуществляется внештатными актёрами в их собственных студиях.
Ниша (сфера)
Для целей настоящего бизнес-плана избраны:
- ниша “психология” в направлении “нон-фикшн”;
- основная тематика на этапе запуска - “выживание в кризисных ситуациях”;
- язык изданий - русский;
- качество продукции - массовое.
Мотивация для авторов включает возможность повысить собственный статус и привлечь новых клиентов на личные консультации и групповые курсы за счёт выпуска собственной книги.
Бумажные издания выпускаются в относительно бюджетном исполнении: мягкая обложка, тонкая серая бумага. При этом приятный дизайн и удобная навигация (оглавление, перечень ссылок, богатые колонтитулы, анонс и резюме в каждой главе) создают читателю позитивное впечатление от книги. В этом подходе передан дух здравомыслия и взаимоуважения, которые лежат в основе выхода из кризисной ситуации.
Формат бумажного издания - компактный и немного более квадратный, чем стандартный. Такую книгу легко держать одной рукой, удобно взять с собой в постель, она поместится в дамскую сумочку и в бардачок машины.
Электронные книги выпускаются во всех специализированных форматах “читалок”, а также PDF, и представляют собой перевёрстанные версии бумажных изданий.
Аудиокниги записываются в один голос, сопровождаются фирменным музыкальным оформлением издательства, разбиваются на отдельные аудиофайлы по главам.
Степень защиты изданий
Остальные меры защиты изданий (в т.ч. досудебное и судебное удаление несанкционированно размещённых копий) будут применяться совместно с партнёрами по книготорговле как заинтересованными сторонами.
Монетизация
Издательство будет зарабатывать следующими путями:
- Продажа книг, электронных книг, аудиокниг;
- Роялти от онлайн библиотек;
Платная публикация предусмотрена как опция: авторы заинтересованы в выходе книг под их именем, поскольку это повышает их статус и привлекает к ним новых клиентов в их основной деятельности.
Однако выбирать публикацию за счёт автора как основную доктрину неверно: это может повредить имиджу издательства на старте.
Авторам будут предлагаться гонорары, но очень небольшие.
Субсидии и спонсирование не предусмотрены. Если вы имеете доступ к субсидии или гранту, этот бизнес-план:
поможет вам получить эти деньги;
даёт заведомо более пессимистичные перспективы, чем в вашем случае.
У вас всё будет легче и надёжнее.
SWOT-анализ концепции издательства
Вам нужно зарегистрироваться, чтобы видеть изображения.
3. Описание рынка сбыта
По опросам за 2021 год, 70% россиян читают книги.
- Больше всего покупают художественную литературу (30% оборотов).
- Наравне с ней - научно-популярные и познавательные книги.
- Детские издания составляют 15% оборота.
Бумажные издания различаются в т.ч. по тиражу. Самые распространённые тиражи - до 500 экз. (48% наименований) и 1000 - 5000 экз. (29% наименований).
Тренды рынка
1. Потребители всё чаще предпочитают электронные и аудио-форматы физическим. Бумажные книги и печатная пресса стагнируют с 2008 года (падение со 123 тыс. изданий в год до 108 тыс. в год в 2021). Средний тираж издания за это же время сократился с 6165 до 3550 экз.
2. Издательский бизнес монополизируется в большинстве ниш. Например, 80% художественной литературы выпускается одним холдингом - XMO (Эксмо после слияний и поглощений).
3. Растёт объём продаж через маркетплейсы. В 2021 году на Wildberries было продано 10% всей лицензионной литературы в России. Количество пунктов выдачи WB превышает количество книжных магазинов в России в 10 раз.
4. Бумага, краски и услуги полиграфии дорожают быстрее средних темпов инфляции.
5. У потребителей очень много альтернатив книге: статьи на профильных сайтах, познавательные фильмы на YouTube, литературные порталы. Купить книгу решают после поиска бесплатного контента.
6. Распространяется самиздат, в т.ч. с продажей через крупные агрегаторы. Так, 20% выручки ЛитРес составляет самиздат. Кроме самиздата, авторы способны продавать PDF-книги на собственных сайтах и в социальных сетях; публиковать текст на собственном сайте; вместо книги продавать видеокурсы и т.д.
Перспективные направления
Тренды по нишам:
- В направлении нон-фикшн в 2021 году самый большой рост продемонстрировала ниша эзотерики, в некоторых поднишах до 50%. Также перспективной считается ниша книг, помогающих выжить в кризисной ситуации: психология и практические советы по безопасности и выживанию.
- Некоторые эксперты указывают на рост спроса на книги на иностранных языках, букинистические книги и комиксы.
- Плохие перспективы - у ниш “инвестиции” (падение YoY в марте 2022 на 52%), “бизнес” (падение на 34%) и “саморазвитие” (падение на 29%).
При выборе целевого сегмента важно учитывать:
платёжеспособность;
привычки (например приверженность бумажной книге);
мотивы покупки книги;
изменчивость потребности, которая заставляет покупателя искать книгу.
Для некоторых ниш учебной и детской литературы основными потребителями являются не частные лица, а организации: детские учреждения и учебные заведения. У других нишах учебной и детской литературы основными потребителями являются родители, а не дети. Это необходимо учитывать при сегментировании ЦА.
Для целей настоящего бизнес-плана избран сегмент “профессионалы”. Это жители городов - миллионников обоих полов в возрасте 25 - 45 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. Как правило у них есть дети, собственное жильё и наёмная работа либо бизнес.
Потребность, которая мотивирует их покупать литературу по самопомощи (self-help) и выживанию в кризисных ситуациях, - стресс на фоне кризиса.
После завершения кризиса интерес к литературе по самопомощи снизится, и издательство сможет плавно перестроиться на выпуск книг по другим психологическим тематикам для той же аудитории.
Каналы сбыта
В 2021 году 49,4% оборота книжного рынка проходило через специализированный ритейл.
11,9% продукции продано через супермаркеты и киоски.
Доля онлайн-продаж достигла 38,7%, или 43,7 млр ₽.
В том числе за год через интернет было продано электронных книг на 11 млрд ₽, аудио-книг на 3,2 млрд ₽ и бумажных книг на 29,5 млрд ₽.
Онлайн торговля
Современному издательству необходимо сотрудничать с тремя основными типами игроков онлайн торговли:
- Специализированные книжные порталы, в т.ч. Лабиринт.
- Электронные библиотеки, в т.ч. MyBook и ЛитРес.
Оптовая торговля
Издательства продают книги централизованным оптовым книготорговцам, которые распределяют продукцию по региональным оптовым предприятиям. Последние поставляют книги в розничные сети. Кроме того, у крупных книжных сетей и у крупных издательств есть собственные подразделения, которые обеспечивают функции цепочки поставок.
Розничная торговля
При организации сбытовой сети важно учитывать следующие особенности розничной книготорговли.
- Накладные и иные издержки розницы стремительно растут на фоне общей инфляции: аренда, рекламные площади, маркетинг дорожают в первую очередь;
- Конкуренция с FMCG, интернет-магазинами и маркетплейсами становится агрессивнее;
- Розничные сети вынуждены требовать длительных отсрочек платежей из-за дороговизны кредита;
- Сотрудники розничных сетей часто недостаточно компетентны.
Конкуренция
Эксперты отмечают углубление специализации и дифференциации. Не считая гигантов, каждое издательство специализируется на узком наборе тематик. Это позволяет ему наладить долгосрочную коммуникацию с аудиторией и меняться в соответствии с изменениями её интересов.
Существует региональная конкуренция, связанная с маленькими тиражами и дороговизной логистики. В определённых нишах выход на рынок каждого отдельного региона осложнён существованием там местных издательств, зарекомендовавших себя в глазах аудитории. Это значит, что издательство должно предусматривать специализированные региональные маркетинговые акции для привлечения местной аудитории.
Перед выходом на рынок, в т.ч. на каждый региональный рынок, необходимо:
- Проанализировать конкурентов по ассортименту, качеству продукции, дизайнерским решениям, срокам поставок, сегментам ЦА, ценам и каналам сбыта;
- Проанализировать их объём выпуска, разнообразие изданий, инфраструктуру (в т.ч. наличие собственного производства или набор типографий - партнёров);
- Выявить их стратегии продвижения, включая позиционирование издательства, каждого издания, рекламные мероприятия и активность внешних служб;
- Исследовать их оргструктуру, стиль управления и финансовое положение, а также имидж. В этом помогает анализ успехов и неудач за последнее время;
- Проанализировать из подход к работе с авторами и заявленную программу издания книг.
Маркетинговая активность издательства направлена на продвижение трёх типов объектов:
- Собственно книги и другие продукты;
- Издательство как бренд;
- Каждого автора как личный бренд.
Продажи
Издательство продаёт свою продукцию индивидуальными экземплярами, а также в виде доступа по подписке.
Поскольку авторы первых изданий дебютанты, в розничные сети попасть будет сложно. Тем не менее, ввиду актуальности тематики и сокращения ассортимента зарубежной литературы, место на полках физических книжных магазинов будет, и как минимум в 1 - 2 сети попасть удастся.
Основная ставка делается на онлайн торговлю, в т.ч. печатными книгами. OZON, Лабиринт и другие крупные маркетплейсы, а также электронные библиотеки ЛитРес, Mybook и пр..
Для целей настоящего бизнес-плана избрана модель продаж, сбалансированная по выручке с учётом существующих тенденций соотношения каналов сбыта:
- 28% - бумажные издания через традиционную сбытовую сеть;
- 24% - бумажные издания через интернет;
- 24% - электронные текстовые книги;
- 24% - аудиокниги.
Размещение рекламы
Контекстная реклама будет узко таргетирована по региону и по интересам аудитории, и в основном сосредоточена на низкочастотных высоко конверсионных поисковых запросах.
Медийная реклама и ссылки будут размещаться на сайтах дружественных психологических организаций. Платную медийную рекламу имеет смысл размещать на самых посещаемых порталах психологической тематики, таких как b17.
Оффлайн-реклама книг будет размещаться в психологических центрах.
Социальные сети
Издательство заинтересовано в формировании собственного образа в глазах аудитории как эксперта в избранной тематике, который понимает, какие авторы заслуживают внимания, и знакомит читателя именно с ними. Этой цели посвящаются страницы издательства в социальных сетях.
Кроме того, на странице издательства мы будем регулярно размечать информацию об авторах, а также ретранслировать их заметные публикации.
Предусмотрено продвижение через собственные профили авторов, специальные акции ВК и в Telegram, а также таргетированную рекламу. Книги можно будет купить прямо на странице издательства ВК.
Контент-маркетинг
Работа с экспертным сообществом - важное направление продвижения издательства. В отличие от художественной литературы, роль литературных критиков в нашем случае играют блогеры - авторы обзоров специализированной литературы. Необходимо находить их блоги в интернете и предлагать им ознакомиться с книгой, присылать бесплатный экземпляр. При этом не стоит переживать из-за риска, что рецензенту не понравится книга. Любое упоминание помогает книге продвигаться. С другой стороны, если у книги много негативных отзывов, что-то нужно менять в редакционной политике.
Издательство будет представлено на крупных книжных мероприятиях:
- Сентябрь - Московская международная книжная ярмарка
- Декабрь - Ярмарка Non-fiction
- Весна - Книги России
- Московский книжный литературный фестиваль
Этап 1. Выбор ниши
Для этого бизнес-плана мы выбрали конкретную нишу - “выживание в кризисных ситуациях” (психология). Но план подойдёт с незначительными корректировками для многих других ниш, которые вам могут быть ближе, чем наша.
При выборе ниши, в случае отсутствия собственных предпочтений и наработок в конкретной сфере, рекомендуется в первую очередь рассмотреть эзотерику и психологию. Во вторую очередь - художественную литературу. В третью очередь - учебную и детскую литературу.
При создании небольшое издательство, узкая специализация строго показана. Выберите для себя от 1 до 3 конкретных смежных тематик и определите свой ключевой сегмент читательской аудитории.
Определите следующие критерии:
- Направленность: худлит, нон-фикшн, детская, учебная, научная, профессиональная и справочная литература, периодика, разное (календари, кроссворды, рецепты и пр.).
- Языки: русский, перевод на русский, иностранные языки, языки народов России (самые распространённые - татарский, башкирский, осетинский, аварский).
- Типы продукции: печатные издания, электронные книги, аудиокниги, видео продукты, программные продукты.
- Качество: массовая продукция, уникальные подарочные издания, нестандартные функциональные продукты и пр.
- Степень новизны: классика, традиционные тематики, инновационные, экспериментальные и революционные направления.
- Ключевая потребность аудитории: развлечение, обучение, заработок, личностный рост, отношения, здоровье.
- Ценовой сегмент. Дешёвые, средние, дорогие, эксклюзивные издания.
- Тематику: литературный жанр, категория учебных дисциплин (например языки), разновидность нон-фикшн (например книги про микро-бизнес).
- Требования к подготовке изданий: наличие цветных иллюстраций, нестандартных решений в оформлении, глубокой редакторской переработки контента и пр.
- Способы монетизации:
- Реклама - актуальнее всего для периодики.
- Продажа физической продукции.
- Платная публикация за счёт автора - распространена в худ лите, научной литературе, мемуарах.
- Субсидии и спонсирование - публикация при поддержке государственных или бизнес-структур.
- Продажа иных продуктов - в этом случае само издание является рекламой продукта, например живого учебного курса.
Этот этап можно выполнить и позднее, но мы ставим его ближе к началу, чтобы купленное имущество принадлежало лицу, от имени которого впоследствии будет вестись операционная деятельность.
- Оптимальная организационно-правовая форма - ИП.
- Система налогообложения - УСН “доходы”.
- ОКВЭД:
- 58.1
- 46.49.31
- 47.61
Издательская деятельность не требует сертификации и лицензирования.
Этап 3. Подбор персонала
До запуска первых проектов требуется только главный редактор. Эту роль играет владелец бизнеса.
- Главный редактор формирует редакционную политику, отвечает за привлечение и подбор авторов, анализ рынка, формирование плана выхода изданий, выстраивание отношений с типографиями и книготорговцами.
Требования к главреду:- Экспертность в нише и реальный интерес к её новинкам.
- Знание ряда авторов или потенциальных авторов.
- Критическое мышление, адекватная оценка потенциала продукта.
- Коммуникабельность и уверенность при общении с партнёрами.
- Редактор-корректор.
- Дизайнер-верстальщик.
Дизайнер-верстальщик должен обладать компьютером с ПО для графического дизайна и профессиональной издательской вёрстки.
Работа дизайнера-верстальщика - удалённая, на половину рабочего дня.
- Маркетолог.
Маркетолог должен обладать компьютером, доступом к маркетинговым онлайн-сервисам, в частности рекламному кабинету VK, Яндекс.Метрике, средствам отложенного постинга, web-приложениям для графического дизайна, поисковым аналитическим приложениям и пр.
Работа маркетолога - удалённая, на половину рабочего дня.
При запуске первых проектов штатное расписание и ФОТ выглядят так:
Вам нужно зарегистрироваться, чтобы видеть изображения.
Этап 4. Оборудование офиса
На начальном этапе издательству не требуется аренда офиса. Но владелец бизнеса должен убедиться, что персонал обеспечен необходимым оборудованием и ПО (упомянутым выше). Поскольку сотрудники работают удалённо и на полставки, отдельных вложений в их технику не требуется.
После успешного запуска первых проектов (ориентировочно на 5-й месяц) следует арендовать постоянные три места в коворкинге с целью повышения эффективности работы команды и проведения встреч с авторами и партнёрами.
Из оборудования, для подготовки первых изданий (пробной печати) потребуется многоформатный лазерный принтер, фотопринтер, сканер. Нет необходимости закупать эту технику: пробную печать можно выполнить в небольшой типографии.
Этап 5. Подбор типографий
Планом предусмотрена работа с двумя типографиями. Наличие альтернатив важно, чтобы не зависеть от условий одного партнёра.
При выборе типографии мы учитываем следующие критерии:
- Стоимость книгоиздания.
- Качество печати, обложки, сшивания.
- Логистика. Типография может быть в другом регионе, но близко к основным рынкам сбыта. Например, издательство в Красноярске может работать с типографией в Твери, откуда рукой подать до двух столиц.
Этап 6. Подбор авторов
Ключевую роль в поиске авторов и переговорах с ними играет главный редактор. Не имея портфолио выпущенных книг, он опирается на свой личный послужной список, экспертность, а также подготовленную инфраструктуру: команда, типографии, официальная регистрация.
Критерии подбора авторов:
- Практикующий психолог - консультант, психотерапевт, психологический коуч.
- Экспертность в области психологической помощи, подтверждённая сертификатами и отзывами клиентов.
- Наличие собственного блога с минимум 5000 подписчиков.
- Наличие оригинального подхода, концепции и наработанного контента по релевантной тематике.
- Интересная, вовлекающая речь и наличие интереса к публикации собственной книги.
Скорее всего авторы найдутся среди знакомых экспертов главреда, либо через социальные сети и личные сайты (через поиск Google), а также психологические порталы и агрегаторы.
Мы исходим из того, что один автор согласится профинансировать издание первого тиража, один автор согласится работать без гонорара (его коммерческий интерес - в привлечении новых клиентов), и ещё один автор согласится на небольшой гонорар в размере 100 000 ₽.
Этап 7. Запуск производства
На начальном этапе развития избран режим 1 проект в месяц. Исключение составляет первый месяц, когда будут запущены сразу три проекта.
Три исходных проекта будут подобраны максимально различными:
- один про полностью индивидуальную самопомощь,
- другой про оздоровление коммуникации в группе (семье, коллективе и пр.),
- третий про лидерство и мотивацию других людей в кризисных ситуациях.
Объём бумажного издания: 10 - 15 авторских листов.
Оформление книг экономичное: в печатной версии иллюстрации чёрно-белые, вклейки не предусмотрены.
Тираж бумажного издания: 3000 экз. В случае успешной продажи первого тиража в течение 3 месяцев с момента начала продаж, выпускается второй тираж: 5000 экз.
Этап 8. Начало продаж
Планируемый объём реализации нового издания на протяжении 3 месяцев с момента выхода распределяется следующим образом:
Вам нужно зарегистрироваться, чтобы видеть изображения.
6. Организационная структура
После первых двух лет успешной работы издательству следует рассмотреть дополнительные роли в следующем порядке:
Второй редактор для разделения функций:
- Работа с авторами, вычитка, подбор контента;
- Работа с типографиями и дизайнером-верстальщиком, производство.
- Работа с маркетплейсами, ритейлом, организация ивентов;
- SMM, блогерство, подготовка маркетингового контента.
- Креативный дизайн, оформление обложек, создание контента для SMM и ивент-маркетинга;
- Технический дизайн, вёрстка под разные форматы.
Секретарь для координации потоков данных, назначения встреч и пр.
Юрист для решения вопросов авторских прав, составления лицензионных договоров, решения проблем с пиратством.
Бухгалтер (до этого учёт осуществляется сторонним подрядчиком).
Вложения
Вам нужно зарегистрироваться, чтобы просматривать вложения.