Категории

Готовый бизнес-план: литературное издание

  • This site is explicitly against the distribution of illegal substances and any illegal activity. The administration is not responsible for the content posted by users. The administration of the resource is monitoring the posted content and takes measures to prevent publications that potentially violate the law. You can submit a complaint on a publication through the dedicated feedback form.

TRIX

Администратор
Адвокат
21 Ноя 2023
272
460
1. Описание бизнеса, продукта или услуги

Не все книги издаются в бумажном виде: некоторые навсегда остаются электронными и продаются через интернет. Кроме того, не все продукты являются текстовыми: есть и аудиокниги, и видео курсы, и учебные приложения для компьютера и другие виды мультимедиа.

Издательский бизнес считается сложным и высокорисковым. Даже крупнейшие издатели признаются, что часть их текущих проектов оказываются убыточными: каждое издание - это проект с неизвестным результатом. Результат зависит от интереса публики, готовности книготорговцев и маркетплейсов к сотрудничеству, а также от структуры расходов проекта.

Поэтому в основе успеха нового издательства - точное попадание в потребность доступной аудитории и налаживание конструктивных связей с партнёрами: авторами, типографиями и каналами сбыта.

Даже если новому издательству повезёт точно попасть в потребность аудитории, репутацию бренда понадобится выстраивать годами. В начале придётся вырастить начинающих авторов до профессионалов, а потом добиться расположения именитых авторов, чтобы и им было интересно писать для издательства.

Владелец нового издательского бизнеса должен быть мотивирован в т.ч. нематериальными целями и миссией. Издательство как сугубо коммерческий проект проигрывает более простым и надёжным вариантам: автомойке, кафе и т.д.

Концепция

Настоящий бизнес-план применим для открытия небольшого специализированного издательства, выпускающего бумажные, электронные и аудиокниги в рамках избранной ниши (см. раздел “Описание рынка сбыта - Перспективные направления”).

Создаваемое издательство расположено в городе - миллионнике или Московской области. Производство бумажных книг полностью передано на аутсорс двум типографиям. Озвучка аудиокниг осуществляется внештатными актёрами в их собственных студиях.

Ниша (сфера)

Для целей настоящего бизнес-плана избраны:

  • ниша “психология” в направлении “нон-фикшн”;
  • основная тематика на этапе запуска - “выживание в кризисных ситуациях”;
  • язык изданий - русский;
  • качество продукции - массовое.
Издательство будет искать авторов - известных блогеров, которые пишут про самопомощь, взаимопомощь, методы сохранения психической стабильности и продуктивности в условиях неопределённости и повышенной опасности.

Мотивация для авторов включает возможность повысить собственный статус и привлечь новых клиентов на личные консультации и групповые курсы за счёт выпуска собственной книги.

Бумажные издания выпускаются в относительно бюджетном исполнении: мягкая обложка, тонкая серая бумага. При этом приятный дизайн и удобная навигация (оглавление, перечень ссылок, богатые колонтитулы, анонс и резюме в каждой главе) создают читателю позитивное впечатление от книги. В этом подходе передан дух здравомыслия и взаимоуважения, которые лежат в основе выхода из кризисной ситуации.

Формат бумажного издания - компактный и немного более квадратный, чем стандартный. Такую книгу легко держать одной рукой, удобно взять с собой в постель, она поместится в дамскую сумочку и в бардачок машины.

Электронные книги выпускаются во всех специализированных форматах “читалок”, а также PDF, и представляют собой перевёрстанные версии бумажных изданий.

Аудиокниги записываются в один голос, сопровождаются фирменным музыкальным оформлением издательства, разбиваются на отдельные аудиофайлы по главам.

Степень защиты изданий

Остальные меры защиты изданий (в т.ч. досудебное и судебное удаление несанкционированно размещённых копий) будут применяться совместно с партнёрами по книготорговле как заинтересованными сторонами.

Монетизация

Издательство будет зарабатывать следующими путями:

  • Продажа книг, электронных книг, аудиокниг;
  • Роялти от онлайн библиотек;
Продажа сопутствующих продуктов потенциально возможна, но не учтена как запланированный источник дохода: нет гарантий, что это будет возможно.

Платная публикация предусмотрена как опция: авторы заинтересованы в выходе книг под их именем, поскольку это повышает их статус и привлекает к ним новых клиентов в их основной деятельности.

Однако выбирать публикацию за счёт автора как основную доктрину неверно: это может повредить имиджу издательства на старте.

Авторам будут предлагаться гонорары, но очень небольшие.

Субсидии и спонсирование не предусмотрены. Если вы имеете доступ к субсидии или гранту, этот бизнес-план:

поможет вам получить эти деньги;

даёт заведомо более пессимистичные перспективы, чем в вашем случае.

У вас всё будет легче и надёжнее.

SWOT-анализ концепции издательства

Вам нужно зарегистрироваться, чтобы видеть изображения.

3. Описание рынка сбыта

По опросам за 2021 год, 70% россиян читают книги.
  • Больше всего покупают художественную литературу (30% оборотов).
  • Наравне с ней - научно-популярные и познавательные книги.
  • Детские издания составляют 15% оборота.
В Москве выпускается 60% всех российских изданий и 90% всего тиража бумажной литературы в России. В Москве и МО продаётся 40% литературы в России.

Бумажные издания различаются в т.ч. по тиражу. Самые распространённые тиражи - до 500 экз. (48% наименований) и 1000 - 5000 экз. (29% наименований).

Тренды рынка

1. Потребители всё чаще предпочитают электронные и аудио-форматы физическим. Бумажные книги и печатная пресса стагнируют с 2008 года (падение со 123 тыс. изданий в год до 108 тыс. в год в 2021). Средний тираж издания за это же время сократился с 6165 до 3550 экз.

2. Издательский бизнес монополизируется в большинстве ниш. Например, 80% художественной литературы выпускается одним холдингом - XMO (Эксмо после слияний и поглощений).

3. Растёт объём продаж через маркетплейсы. В 2021 году на Wildberries было продано 10% всей лицензионной литературы в России. Количество пунктов выдачи WB превышает количество книжных магазинов в России в 10 раз.

4. Бумага, краски и услуги полиграфии дорожают быстрее средних темпов инфляции.

5. У потребителей очень много альтернатив книге: статьи на профильных сайтах, познавательные фильмы на YouTube, литературные порталы. Купить книгу решают после поиска бесплатного контента.

6. Распространяется самиздат, в т.ч. с продажей через крупные агрегаторы. Так, 20% выручки ЛитРес составляет самиздат. Кроме самиздата, авторы способны продавать PDF-книги на собственных сайтах и в социальных сетях; публиковать текст на собственном сайте; вместо книги продавать видеокурсы и т.д.

Перспективные направления
Тренды по нишам:
  • В направлении нон-фикшн в 2021 году самый большой рост продемонстрировала ниша эзотерики, в некоторых поднишах до 50%. Также перспективной считается ниша книг, помогающих выжить в кризисной ситуации: психология и практические советы по безопасности и выживанию.
  • Некоторые эксперты указывают на рост спроса на книги на иностранных языках, букинистические книги и комиксы.
  • Плохие перспективы - у ниш “инвестиции” (падение YoY в марте 2022 на 52%), “бизнес” (падение на 34%) и “саморазвитие” (падение на 29%).
Целевой сегмент

При выборе целевого сегмента важно учитывать:

платёжеспособность
;

привычки (например приверженность бумажной книге);

мотивы покупки книги;

изменчивость потребности, которая заставляет покупателя искать книгу.

Для некоторых ниш учебной и детской литературы основными потребителями являются не частные лица, а организации: детские учреждения и учебные заведения. У других нишах учебной и детской литературы основными потребителями являются родители, а не дети. Это необходимо учитывать при сегментировании ЦА.

Для целей настоящего бизнес-плана избран сегмент “профессионалы”. Это жители городов - миллионников обоих полов в возрасте 25 - 45 лет с высшим образованием и доходом выше среднего. Как правило у них есть дети, собственное жильё и наёмная работа либо бизнес.

Потребность, которая мотивирует их покупать литературу по самопомощи (self-help) и выживанию в кризисных ситуациях, - стресс на фоне кризиса.

После завершения кризиса интерес к литературе по самопомощи снизится, и издательство сможет плавно перестроиться на выпуск книг по другим психологическим тематикам для той же аудитории.

Каналы сбыта

В 2021 году 49,4% оборота книжного рынка проходило через специализированный ритейл.

11,9% продукции продано через супермаркеты и киоски.

Доля онлайн-продаж достигла 38,7%, или 43,7 млр ₽.

В том числе за год через интернет было продано электронных книг на 11 млрд ₽, аудио-книг на 3,2 млрд ₽ и бумажных книг на 29,5 млрд ₽.

Онлайн торговля

Современному издательству необходимо сотрудничать с тремя основными типами игроков онлайн торговли:
  • Специализированные книжные порталы, в т.ч. Лабиринт.
  • Электронные библиотеки, в т.ч. MyBook и ЛитРес.
Маркетплейсы, в т.ч. Wildberries, OZON и др

Оптовая торговля

Издательства продают книги централизованным оптовым книготорговцам, которые распределяют продукцию по региональным оптовым предприятиям. Последние поставляют книги в розничные сети. Кроме того, у крупных книжных сетей и у крупных издательств есть собственные подразделения, которые обеспечивают функции цепочки поставок.

Розничная торговля

При организации сбытовой сети важно учитывать следующие особенности розничной книготорговли.
  • Накладные и иные издержки розницы стремительно растут на фоне общей инфляции: аренда, рекламные площади, маркетинг дорожают в первую очередь;
  • Конкуренция с FMCG, интернет-магазинами и маркетплейсами становится агрессивнее;
  • Розничные сети вынуждены требовать длительных отсрочек платежей из-за дороговизны кредита;
  • Сотрудники розничных сетей часто недостаточно компетентны.
Отдельный розничный канал сбыта - “книга почтой”.

Конкуренция

Эксперты отмечают углубление специализации и дифференциации. Не считая гигантов, каждое издательство специализируется на узком наборе тематик. Это позволяет ему наладить долгосрочную коммуникацию с аудиторией и меняться в соответствии с изменениями её интересов.

Существует региональная конкуренция, связанная с маленькими тиражами и дороговизной логистики. В определённых нишах выход на рынок каждого отдельного региона осложнён существованием там местных издательств, зарекомендовавших себя в глазах аудитории. Это значит, что издательство должно предусматривать специализированные региональные маркетинговые акции для привлечения местной аудитории.

Перед выходом на рынок, в т.ч. на каждый региональный рынок, необходимо:
  • Проанализировать конкурентов по ассортименту, качеству продукции, дизайнерским решениям, срокам поставок, сегментам ЦА, ценам и каналам сбыта;
  • Проанализировать их объём выпуска, разнообразие изданий, инфраструктуру (в т.ч. наличие собственного производства или набор типографий - партнёров);
  • Выявить их стратегии продвижения, включая позиционирование издательства, каждого издания, рекламные мероприятия и активность внешних служб;
  • Исследовать их оргструктуру, стиль управления и финансовое положение, а также имидж. В этом помогает анализ успехов и неудач за последнее время;
  • Проанализировать из подход к работе с авторами и заявленную программу издания книг.
4. Продажи и маркетинг

Маркетинговая активность издательства направлена на продвижение трёх типов объектов:

  • Собственно книги и другие продукты;
  • Издательство как бренд;
  • Каждого автора как личный бренд.
Жизненный цикл каждого издания, как ожидается, составит около года. За это время успевает измениться обстановка, появляются новые программы и идеи у автора, и имеет смысл запустить новый проект “от создателей” предыдущего. Кроме того, ежегодные ярмарки и прочие мероприятия способствуют поддержанию именно годичной ритмики выпуска продуктов одного автора.

Продажи

Издательство продаёт свою продукцию индивидуальными экземплярами, а также в виде доступа по подписке.

Поскольку авторы первых изданий дебютанты, в розничные сети попасть будет сложно. Тем не менее, ввиду актуальности тематики и сокращения ассортимента зарубежной литературы, место на полках физических книжных магазинов будет, и как минимум в 1 - 2 сети попасть удастся.

Основная ставка делается на онлайн торговлю, в т.ч. печатными книгами. OZON, Лабиринт и другие крупные маркетплейсы, а также электронные библиотеки ЛитРес, Mybook и пр..

Для целей настоящего бизнес-плана избрана модель продаж, сбалансированная по выручке с учётом существующих тенденций соотношения каналов сбыта:

  • 28% - бумажные издания через традиционную сбытовую сеть;
  • 24% - бумажные издания через интернет;
  • 24% - электронные текстовые книги;
  • 24% - аудиокниги.
Реклама и продвижение

Размещение рекламы

Контекстная реклама будет узко таргетирована по региону и по интересам аудитории, и в основном сосредоточена на низкочастотных высоко конверсионных поисковых запросах.

Медийная реклама и ссылки будут размещаться на сайтах дружественных психологических организаций. Платную медийную рекламу имеет смысл размещать на самых посещаемых порталах психологической тематики, таких как b17.

Оффлайн-реклама книг будет размещаться в психологических центрах.

Социальные сети

Издательство заинтересовано в формировании собственного образа в глазах аудитории как эксперта в избранной тематике, который понимает, какие авторы заслуживают внимания, и знакомит читателя именно с ними. Этой цели посвящаются страницы издательства в социальных сетях.

Кроме того, на странице издательства мы будем регулярно размечать информацию об авторах, а также ретранслировать их заметные публикации.

Предусмотрено продвижение через собственные профили авторов, специальные акции ВК и в Telegram, а также таргетированную рекламу. Книги можно будет купить прямо на странице издательства ВК.

Контент-маркетинг

Работа с экспертным сообществом - важное направление продвижения издательства. В отличие от художественной литературы, роль литературных критиков в нашем случае играют блогеры - авторы обзоров специализированной литературы. Необходимо находить их блоги в интернете и предлагать им ознакомиться с книгой, присылать бесплатный экземпляр. При этом не стоит переживать из-за риска, что рецензенту не понравится книга. Любое упоминание помогает книге продвигаться. С другой стороны, если у книги много негативных отзывов, что-то нужно менять в редакционной политике.


Издательство будет представлено на крупных книжных мероприятиях:

  • Сентябрь - Московская международная книжная ярмарка
  • Декабрь - Ярмарка Non-fiction
  • Весна - Книги России
  • Московский книжный литературный фестиваль
5. План производства

Этап 1. Выбор ниши

Для этого бизнес-плана мы выбрали конкретную нишу - “выживание в кризисных ситуациях” (психология). Но план подойдёт с незначительными корректировками для многих других ниш, которые вам могут быть ближе, чем наша.

При выборе ниши, в случае отсутствия собственных предпочтений и наработок в конкретной сфере, рекомендуется в первую очередь рассмотреть эзотерику и психологию. Во вторую очередь - художественную литературу. В третью очередь - учебную и детскую литературу.

При создании небольшое издательство, узкая специализация строго показана. Выберите для себя от 1 до 3 конкретных смежных тематик и определите свой ключевой сегмент читательской аудитории.

Определите следующие критерии:

  • Направленность: худлит, нон-фикшн, детская, учебная, научная, профессиональная и справочная литература, периодика, разное (календари, кроссворды, рецепты и пр.).
  • Языки: русский, перевод на русский, иностранные языки, языки народов России (самые распространённые - татарский, башкирский, осетинский, аварский).
  • Типы продукции: печатные издания, электронные книги, аудиокниги, видео продукты, программные продукты.
  • Качество: массовая продукция, уникальные подарочные издания, нестандартные функциональные продукты и пр.
  • Степень новизны: классика, традиционные тематики, инновационные, экспериментальные и революционные направления.
  • Ключевая потребность аудитории: развлечение, обучение, заработок, личностный рост, отношения, здоровье.
  • Ценовой сегмент. Дешёвые, средние, дорогие, эксклюзивные издания.
  • Тематику: литературный жанр, категория учебных дисциплин (например языки), разновидность нон-фикшн (например книги про микро-бизнес).
  • Требования к подготовке изданий: наличие цветных иллюстраций, нестандартных решений в оформлении, глубокой редакторской переработки контента и пр.
  • Способы монетизации:
    • Реклама - актуальнее всего для периодики.
    • Продажа физической продукции.
    • Платная публикация за счёт автора - распространена в худ лите, научной литературе, мемуарах.
    • Субсидии и спонсирование - публикация при поддержке государственных или бизнес-структур.
    • Продажа иных продуктов - в этом случае само издание является рекламой продукта, например живого учебного курса.
Этап 2. Регистрация

Этот этап можно выполнить и позднее, но мы ставим его ближе к началу, чтобы купленное имущество принадлежало лицу, от имени которого впоследствии будет вестись операционная деятельность.

  • Оптимальная организационно-правовая форма - ИП.
  • Система налогообложения - УСН “доходы”.
  • ОКВЭД:
    • 58.1
    • 46.49.31
    • 47.61
После регистрации открывается банковский счёт для бизнеса, после чего подписывается договор с провайдером онлайн-эквайринга и создаётся виртуальная кассу издательства, через которую будут поступать платежи от партнёров и клиентов. Терминал эквайринга приобретается Б/У.

Издательская деятельность не требует сертификации и лицензирования.

Этап 3. Подбор персонала

До запуска первых проектов требуется только главный редактор. Эту роль играет владелец бизнеса.

  • Главный редактор формирует редакционную политику, отвечает за привлечение и подбор авторов, анализ рынка, формирование плана выхода изданий, выстраивание отношений с типографиями и книготорговцами.
    Требования к главреду:
    • Экспертность в нише и реальный интерес к её новинкам.
    • Знание ряда авторов или потенциальных авторов.
    • Критическое мышление, адекватная оценка потенциала продукта.
    • Коммуникабельность и уверенность при общении с партнёрами.
Также нужно заранее достичь договорённости с двумя другими специалистами:

  • Редактор-корректор.
Ему предстоит отвечать за вычитку и отбор рукописей, редактуру и обработку текстов, ведение текущих коммуникаций с авторами, отправлять тексты на начитку аудиокниг, давать ТЗ дизайнеру-верстальщику и принимать его работу. Редактор-корректор должен обладать компьютером с ПО для обработки аудиозаписей и графического дизайна. Работа редактора корректора - удалённая, на половину рабочего дня.

  • Дизайнер-верстальщик.
Его задача - создавать дизайн обложек, готовить издания к печати, обеспечивать соблюдение стандартов бренда в области дизайна, вёрстки и оформления текста. Он также помогает маркетологу в создании графического контента.
Дизайнер-верстальщик должен обладать компьютером с ПО для графического дизайна и профессиональной издательской вёрстки.
Работа дизайнера-верстальщика - удалённая, на половину рабочего дня.

  • Маркетолог.
Его задача - обеспечивать работу по всем направлениям продвижения издательства: договариваться об участии в мероприятиях, вести сайт, настраивать рекламу, работать с маркетплейсами, но самое главное - непрерывно вести SMM-активность издательства.

Маркетолог должен обладать компьютером, доступом к маркетинговым онлайн-сервисам, в частности рекламному кабинету VK, Яндекс.Метрике, средствам отложенного постинга, web-приложениям для графического дизайна, поисковым аналитическим приложениям и пр.
Работа маркетолога - удалённая, на половину рабочего дня.

При запуске первых проектов штатное расписание и ФОТ выглядят так:
Вам нужно зарегистрироваться, чтобы видеть изображения.

Этап 4. Оборудование офиса

На начальном этапе издательству не требуется аренда офиса. Но владелец бизнеса должен убедиться, что персонал обеспечен необходимым оборудованием и ПО (упомянутым выше). Поскольку сотрудники работают удалённо и на полставки, отдельных вложений в их технику не требуется.

После успешного запуска первых проектов (ориентировочно на 5-й месяц) следует арендовать постоянные три места в коворкинге с целью повышения эффективности работы команды и проведения встреч с авторами и партнёрами.

Из оборудования, для подготовки первых изданий (пробной печати) потребуется многоформатный лазерный принтер, фотопринтер, сканер. Нет необходимости закупать эту технику: пробную печать можно выполнить в небольшой типографии.

Этап 5. Подбор типографий

Планом предусмотрена работа с двумя типографиями. Наличие альтернатив важно, чтобы не зависеть от условий одного партнёра.

При выборе типографии мы учитываем следующие критерии:

  • Стоимость книгоиздания.
  • Качество печати, обложки, сшивания.
  • Логистика. Типография может быть в другом регионе, но близко к основным рынкам сбыта. Например, издательство в Красноярске может работать с типографией в Твери, откуда рукой подать до двух столиц.
Мы ориентируемся на стоимость готовой продукции типографий в пределах 100 тыс. ₽ за 1000 экземпляров.

Этап 6. Подбор авторов

Ключевую роль в поиске авторов и переговорах с ними играет главный редактор. Не имея портфолио выпущенных книг, он опирается на свой личный послужной список, экспертность, а также подготовленную инфраструктуру: команда, типографии, официальная регистрация.

Критерии подбора авторов:

  • Практикующий психолог - консультант, психотерапевт, психологический коуч.
  • Экспертность в области психологической помощи, подтверждённая сертификатами и отзывами клиентов.
  • Наличие собственного блога с минимум 5000 подписчиков.
  • Наличие оригинального подхода, концепции и наработанного контента по релевантной тематике.
  • Интересная, вовлекающая речь и наличие интереса к публикации собственной книги.
Наличие наработок или черновика книги необязательно. Как раз наоборот, если эксперт будет обязан издательству тем, что оно разглядело в нём автора, это даст ему дополнительную мотивацию и обеспечит долгосрочную лояльность.

Скорее всего авторы найдутся среди знакомых экспертов главреда, либо через социальные сети и личные сайты (через поиск Google), а также психологические порталы и агрегаторы.

Мы исходим из того, что один автор согласится профинансировать издание первого тиража, один автор согласится работать без гонорара (его коммерческий интерес - в привлечении новых клиентов), и ещё один автор согласится на небольшой гонорар в размере 100 000 ₽.

Этап 7. Запуск производства

На начальном этапе развития избран режим 1 проект в месяц. Исключение составляет первый месяц, когда будут запущены сразу три проекта.

Три исходных проекта будут подобраны максимально различными:

  • один про полностью индивидуальную самопомощь,
  • другой про оздоровление коммуникации в группе (семье, коллективе и пр.),
  • третий про лидерство и мотивацию других людей в кризисных ситуациях.
Впоследствии ставится задача на протяжении двух лет запускать в работу по одному проекту в месяц.

Объём бумажного издания: 10 - 15 авторских листов.

Оформление книг экономичное: в печатной версии иллюстрации чёрно-белые, вклейки не предусмотрены.

Тираж бумажного издания: 3000 экз. В случае успешной продажи первого тиража в течение 3 месяцев с момента начала продаж, выпускается второй тираж: 5000 экз.

Этап 8. Начало продаж

Планируемый объём реализации нового издания на протяжении 3 месяцев с момента выхода распределяется следующим образом:
Вам нужно зарегистрироваться, чтобы видеть изображения.

6. Организационная структура

После первых двух лет успешной работы издательству следует рассмотреть дополнительные роли в следующем порядке:

Второй редактор для разделения функций:

  • Работа с авторами, вычитка, подбор контента;
  • Работа с типографиями и дизайнером-верстальщиком, производство.
Второй маркетолог для разделения функций:

  • Работа с маркетплейсами, ритейлом, организация ивентов;
  • SMM, блогерство, подготовка маркетингового контента.
Второй дизайнер для разделения функций:

  • Креативный дизайн, оформление обложек, создание контента для SMM и ивент-маркетинга;
  • Технический дизайн, вёрстка под разные форматы.
Литературный агент для снятия с владельца бизнеса функций поиска авторов и налаживания контактов с коммерческими партнёрами.

Секретарь для координации потоков данных, назначения встреч и пр.

Юрист для решения вопросов авторских прав, составления лицензионных договоров, решения проблем с пиратством.

Бухгалтер (до этого учёт осуществляется сторонним подрядчиком).
 

Вложения

Вам нужно зарегистрироваться, чтобы просматривать вложения.